Подробный тест летних шин для кроссоверов из разных ценовых сегментов в размере 235/60 R18
Эксперты журнала «За рулём» провели испытание шин для кроссоверов. Для этого отобрали немецкие, японские, российские и китайские шины размера 235/60 R18. Вне зачёта в список включили полувнедорожные Centara Adventure A/T.
Покрышки этого размера используют на многих популярных моделях авто, среди которых и Hyundai Santa Fe, и Kia Sorento, и премиальные Porsche Macan, Mercedes-Benz GTL.
Участники теста:
-
Toyo Proxes Sport SUV;
-
Viatti Bosco H/T;
-
Zeetex SU1000 VFM;
-
Centara Adventure A/T.
Где проводили испытания
Для теста использовали автомобиль Mercedes-Benz GLC с полным приводом и измерительный комплекс VBOX Racelogic, который подключается к спутникам GPS и ГЛОНАСС.
Все испытуемые, кроме взятых вне зачёта Centara Adventure A/T, не рассчитаны на езду по бездорожью: они предназначаются только для движения по городским асфальтированным покрытиям, а потому тестирование было в городе.
Испытания проводили в двух типах условий.
Первый тип — стандартное тёплое лето от +17 до +23°C. Тестирования были на полигоне в Германии.
Второй — приближённый к осенним. В этих условиях проводили важнейшие замеры: эффективность торможения. Тестировали показатель в прохладной Финляндии на полигоне компании Nokian Tyres при температуре от +8 до +10°C. Это испытание должно было показать, опасно или нет двигаться на летних шинах в переменчивое межсезонье или в холодную летнюю ночь в далёком от юга регионе.
В подведении общих итогов показатели «холодного» зачёта учитывались меньше, чем тесты при тёплой погоде, ведь встречаются такие условия летом нечасто.
Тесты в холодных условиях
Как правило, при снижении температуры улучшается торможение у летней шины. Если она показывает обратные показатели, то в её составе, вероятнее всего, есть «хитрые» присадки, которые влияют на сцепление только при некоторых температурных показателях.
В этом списке тормозной путь при снижении температуры увеличивается только у модели от Toyo. На тёплом сухом покрытии шина уверенно занимает первое место, а при снижении температуры модель опускается на шестую позицию.
На мокрой холодной дороге Toyo опускается на четвёртое место, Goodyear с четвёртого — на седьмое, а Triangle с восьмого — на последнее. Хочется отметить перемещение Landsail с пятого места при тёплой погоде на второе — при снижении температуры и испытаниях на сухом асфальте. На мокром асфальте модель поднялась с седьмого места в тёплых условиях на третье место в холоде. Triangle на сухой дороге при похолодании поднимается с восьмого места на пятое.
Вряд ли производитель так и задумывал. Скорее всего, в составе резины нет присадок, которые улучшают сцепление в жаркую погоду, а у более популярных и премиальных производителей эти присадки есть. Например, шина Continental PremiumContact 6 показывает стабильное торможение в любых условиях. При снижении температуры она лучшая в зачёте по лужам и по сухой дороге. В тесте трёхлетней давности модель опускалась в таблице результатов при снижении температуры. Очевидно, что производитель исправил все недоработки.
Оценка комфорта
Наиболее низкий уровень шума у шин Continental, Goodyear и Toyo. Самый неприятный и ощутимый шум издают универсальные шины Centara — рисунок протектора довольно редкий, есть ощутимый гул и «повизгивания» при манёврах.
Неожиданно громкой оказалась модель от Viatti. Хотя она и относится к асфальтовым шинам, однако передаёт звуковые сигналы обо всех неровностях дороги в салон. Шина оказалась самой некомфортной и тактильно: заметна сильная вибрация во время движения, даже хуже, чем у Centara A/T, хотя ей низкий комфорт простителен из-за полувнедорожных свойств.
Самыми плавными оказались четыре именитые покрышки: Continental, Goodyear, Nokian и Toyo. К ним присоединились две китайские модели от Landsail и Triangle.
Безопасное торможение
Ещё один немаловажный показатель — безопасность езды. Его оценивали эксперты по скорости торможения в экстренной ситуации. Для этого замеряли тормозной путь каждой шины со скорости 80 км/ч до 5 км/ч на мокрой дороге и со 100 км/ч до 5 км/ч на сухой. Измерения проводили не до полной остановки, иначе частичная блокировка колёс повлияла бы на результаты, а такое явление допускают даже самые современные системы ABS.
Что касается результатов замеров, то самое безопасное торможение на сухой дороге в тёплый период у Toyo. Худший результат в этих условиях показали Rapid: тормозной путь длиннее на 15%. Даже у Centara лучшее торможение при её полувнедорожных качествах.
На холодной сухой дороге лучшими оказались Continental, в хвосте — всё те же Rapid и Centara A/T. Они отстают от лидера на 10% и показывают одинаковый результат.
На мокром асфальте в тёплую погоду лучший результат снова у Toyo. А на последнем месте снова Rapid, но здесь разрыв с лидером 30% — огромная разница. В сравнении с остальными Centara A/T тоже показывает слабое торможение, но для этого типа шин результат удовлетворительный.
На мокрой дороге при понижении температуры лучшими оказались Continental, на последнем месте — Triangle: тормозной след на 13,5% больше. Centara A/T пыталась выбиться выше последней позиции. Ей это удалось: модель оказалась выше на одну ступеньку. На последнем месте Triangle с провалом показателя на 4%.
Поведение на лужах
На глубоких лужах появляется и риск аквапланирования. Этот показатель обязательно тестируют при оценке шин. Для этого используют специальные ванны с тарированным слоем воды.
Минимальная скорость появления аквапланирования у шин Landsail — на скорости 82 км/ч. Максимальную скорость на лужах можно развить на Nokian — безопасная езда по лужам с шиной гарантирована до 93 км/ч. То есть разница между первым и последним местом составляет более 10 км/ч. В условиях реальной езды это очень большой разрыв.
Поперечное аквапланирование
Проще всего определить начало аквапланирования таким методом: одной стороной колёс автомобиль движется по ванне, а эксперт определяет момент, когда ведущее колесо начинает пробуксовывать. Но в данном случае тестирование проводилось на полноприводном Mercedes, а на нём так не получится, потому измеряется скорость не при поперечном аквапланировании, а при продольном.
Для определения начала продольного аквапланирования автомобиль движется по кругу диаметром 200 м и в положении повёрнутых и зафиксированных колёс влетает в слой воды. Толщина воды строго определённая: 6 мм по всей ванне. Если на её поверхности есть даже небольшая рябь от ветра, это увеличивает погрешность измерения результатов.
В салоне автомобиля есть датчик для мониторинга бокового ускорения. Автомобиль движется с ускорением: на каждом круге добавляется к скорости 5 км/ч. Начинается испытание со скорости 60 км/ч.
Наступает определённый момент, когда протектор уже не справляется с водой и не так эффективно отводит её из пятна контакта. В результате автомобиль начинает «всплывать», траектория распрямляется и боковое ускорение снижается.
По графику зависимости бокового ускорения от скорости вычисляется критический показатель величины ускорения — до 0,2 g, где g — показатель свободного падения. Это момент, когда сцепление с дорогой и реакции на руль ещё сохраняются, но это уже предел возможностей.
Безопасность маневрирования
На внегородской скорости за 100 км/ч по прямой увереннее всех едет Continental. С шинами Toyo руль кажется несколько пустым, «рыскает» в разные стороны, автомобиль реагирует на манёвры руля медленно, что ещё больше осложняет корректировку курса. В данном испытании даже Centara показала себя лучше.
На извилистой дороге лучшее следование курсом у Continental, Nokian и Goodyear. Полувнедорожная Centara проходит виражи неуверенно, передняя часть машины скользит к внешней стороне дороги. Углы поворота руля увеличились, как и время на реагирование.
Эксперты негативно отозвались ещё и о шинах Zeetex: с ними у Mercedes неточное управление, уменьшается информативность в рулевой.
На мокрой дороге картинка несколько иная. Здесь самое понятное управление у Toyo, а негативное впечатление оставили Zeetex, заточенные как раз под трассу. С этой моделью Mercedes стал практически неуправляемым: в повороте появились непредсказуемые заносы передней частью, при движении по дуге — резкие рывки в сторону задом. И что самое неприятное — скольжения эти долгие, как при движении по гладкому льду. На шинах Centara эксперты тоже отметили тенденцию к сносу и поздней стабилизации, но масштаб этого явления меньше.
Экономичность
В этом тесте удивили универсальные покрышки Centara A/T. При наличии разреженного рисунка протектора они потребляют топлива в городских условиях столько же, сколько его нужно асфальтовым Toyo. В условиях трассы потребление топлива немного выше, но всего на 0,1 л на 100 км.
Расход горючего измеряли по выбегу автомобиля при снижении скорости со 100 км/ч до 80 км/ч и с 70 км/ч до 50 км/ч — это определённая имитация движения по городу и по трассе. Самыми экономичными шинами оказались китайские Landsail, в городских условиях Mercedes расходует на них 7,3 л на 100 км, по трассе — 5,2 л на 100 км.
Подводим итоги
Напомним, что модель Centara Adventure A/T в тесте присутствует вне зачёта. По показателям она провалилась, но это шина из другой категории, в неё закладывали изначально совсем другие свойства. Если оценивать по этому тесту, то за асфальт шина цепляется слабо, зато по воде идёт относительно уверенно, отводит влагу широкими канавками.
Посредственная управляемость, громкий шум и высокое потребление топлива — это обычные слабые места универсальных шин. Но по количеству итоговых баллов (809) результат для полувездеходной шины неплохой. На грунте такие модели раскрывают все свои положительные качества.
Для чистоты эксперимента сопоставлять её нужно с аналогичными моделями. В данном тесте она присутствует для сравнительного анализа и вне зачёта.
Если говорить о зачётных моделях, то на последнем девятом месте Rapid Ecosaver
Плюсов немного: неплохо идёт по сухой дороге, приемлемый уровень комфорта, потребляет относительно мало топлива в городских условиях. Из минусов — очень плохо «цепляется» за асфальт, на лужах создаёт проблемы в управлении.
Седьмое и восьмое место между собой поделили Triangle AdvanteX SUV TR259 и Zeetex SU1000 VFM
Очень похожи по уровню комфорта и экономичности. Triangle показывает неплохое поведение, но слабое сцепление. У Zeetex всё наоборот: «зацеп» средний, а по лужам идёт просто отлично, противостоит аквапланированию. Однако отмечается плохое управление: это самая «опасная» шина в тесте.
Шестое место — Landsail LS588 SUV
Эта шина уже вошла в категорию «хорошие». Лидер по потреблению топлива, крепко «держится» за холодный асфальт, довольно комфортная. Но курсовая устойчивость и управление на сухой дороге сравнительно сложные, при манёврах по лужам перестаёт быть безопасной.
Пятое место — Viatti Bosco H/T
Это неплохой результат для отечественной шины, учитывая, с какими именитыми конкурентами соревнуется модель. Слабое место — поведение на лужах, сравнительно низкий уровень комфорта.
Четвёртое место — Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV
С натяжкой, но всё же шина вошла в категорию «отличные», перевалив отметку 900 баллов. Это обладатель ровного баланса всех характеристик. Преимущества — уровень комфорта сравним с Toyo и Continental. Среди недостатков — на мокрой холодной дороге увеличивается тормозной путь: осенью безопасность движения падает.
Третье место — Toyo Proxes Sport SUV
Лучший «зацеп» на «тёплой» дороге, самый высокий уровень комфорта и управляемость на лужах. Но есть и минусы — осложнённая курсовая устойчивость и управляемость на сухом покрытии, довольно высокое потребление топлива. Для поездок на дальние расстояния это не лучший выбор. Неприятный минус — с понижением температуры шина хуже «цепляется» за дорогу.
Второе место — Nokian Hakka Black 2 SUV
Лидер по поведению на лужах. Это оптимальный выбор для жителей дождливых регионов. Остальные показатели тоже довольно ожидаемые как для шины такого уровня.
Первое место — Continental PremiumContact 6
Шина с идеальным балансом характеристик и лидер в большинстве зачётов. Слабый показатель только при манёврах по лужам, но и тут сопротивление только чуть ниже среднего.
Ниже размещаем общую сводную таблицу результатов теста.
Купите надёжные шины в магазине «Колёса Даром». Есть акции, скидки и быстрая доставка — всё для вашего удобства и выгоды.